Коворкинг «Параллель 62» онлайн — новые возможности детского креатива

29 апреля 2020 года Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой – муниципальный (опорный) центр по дополнительному образованию Министерства образования и науки РС(Я) в онлайн формате провел республиканский семинар «Организация детского коворкинг-центра в дистанционном формате».

Организаторами семинара выступили Якутское республиканское общественное движение по поддержке гражданских инициатив в воспитании и дополнительном образовании детей «Воспитание — всем обществом», МБУ ДО «Дворец детского творчества» городского округа «город Якутск» и Якутского городского детского общественного движения «Юный горожанин».

Семинар прошел на площадке Zoom и охватил 100 участников. Слушателями стали руководители, заместители руководителей, педагоги-организаторы, старшие вожатые, кураторы детского движения республики, педагоги дополнительного образования, методисты из городского округа «город Якутск»: Детский (подростковый) центр, Дворец детского творчества, центр «Айылгы», Хатаский дом творчества «Ситим», СОШ №15, СОШ №23, Каналасская СОШ, Тулагинская СОШ; Алданского, Нерюнгринского, Мирнинского, Нюрбинского, Горного, Мегино-Кангаласского, Вилюйского, Чурапчинского, Таттинского района.

Модератором выступила идейный вдохновитель проекта, поддержавшая инициативу детского движения, директор Дворца детского творчества Мария Петровна Петрова.

Коворкинг-центр для детей и подростков «Параллель 62» при Дворце детского творчества был создан благодаря грантовой поддержке Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) и Администрации городского округа «город Якутск».

Создатели детского коворкинг-центра поделились своим опытом реализации замысла, проведенной работой и планами на будущее, особенностями работы в период карантина.

Перед участниками выступила старший методист Дворца детского творчества Семенова А.В. с темой «Коворкинг-центр как современная форма самоорганизации детей и подростков». Алена Владимировна рассказала о том, как пришла идея об организации коворкинга, какие цели и задачи ставились перед командой наставников: «Прежде всего, была проанализирована и выявлена проблема – слаборазвитая инфраструктура подросткового досуга, низкая гражданская ответственность и активность молодых людей, их отрезанность от общественно-значимых дел. У детей не было места для встреч по интересам, тогда как спрос на такую площадку имелся. «Мы поставили цель – создать такое пространство и среду для самоорганизации детей и подростков, и открыли коворкинг-центр», -сообщила Алена Владимировна. «Для создания детского коворкинга были поставлены следующие задачи:

-организовать пространство;

-собрать команду;

-заинтересовать детей.

Для решения первой задачи, во Дворце детского творчества было выделено помещение, однако средств на ремонт и приобретение оборудования не имелось. И тогда было принято решение написать заявку на грант. Идея откликнулась и Дворец выиграл грант Министерства по делам молодежи и семейной политики республики, а затем субсидию города Якутска.

Вторая задача – это команда наставников. На сегодня это 15 человек – представляющих все 6 направленностей дополнительного образования. Это педагоги-организаторы, тьюторы, волонтеры, методист и психолог. Необходимо отметить, что коворкинг-центр – это открытая площадка, потому его наставники это не только работники Дворца детского творчества, но и любой молодежный активист может стать тьютором.

Благодаря открытию коворкинг-центра «Параллель 62», дети получили собственную территорию для реализации идей и развития своего потенциала; педагоги получили возможность иметь обратную связь, наблюдать за современными тенденциями, учитывать запросы детей; администрация видит достижение поставленной цели, рост саморазвития и самоорганизации молодежи, формирование детских объединений и их вовлеченность в решение общественно-значимых дел».

Первым резидентом коворкинг-центра «Параллель 62» является Якутское городское детское движение «Юный горожанин». Лидеры ГДД ЮГ принимали непосредственное и активное участие в открытии как летней площадки коворкинга, так и круглогодичной.

Председатель Якутского городского детского движения «Юный горожанин», педагог-организатор Матчитова М.Р. рассказала о том, как сейчас работает коворкинг:

«На площадке «Параллель 62» проходят воркшопы, семинары, мастер-классы, тренинги, встречи с интересными людьми. Так, была организована каникулярная программа «KLASSные каникулы», танцевальная программа «Параллель 62», встречи с известным стилистом Дарьей Соколовой, артистами театра Эстрады, мастер-класс «Елочная игрушка» и благотворительная акция «Забота».

Идея коворкинг-центра – дать возможность детям общаться и взаимодействовать со сверстниками вне образовательного процесса и помочь реализовать их инициативы и идеи. В этом активно помогают наставники коворкинг-центра.

В настоящее время коворкинг перешел на удаленный формат работы. По результатам анкетирования, онлайн площадкой был выбран Инстаграм. В условиях самоизоляции, проходят мастер-классы, интересные встречи в прямом эфире. Любой желающий провести свое мероприятие на площадке коворкинг-центра «Параллель 62», может обратиться по контактным данным, указанным в профиле @parallel62ddt. Линейка мероприятий гибкая и формируется с учетом поступающих предложений».

Старший методист Мохначевская Е.В. рассказала коллегам о дистанционных формах организации детского досуга:

«Для грамотной организации дистанционных форм деятельности, необходимо было узнать мнение и предложения целевой аудитории. Для этих целей был проведен небольшой опрос среди школьников, в котором приняло участие 376 детей. Опрос показал, что в основном, все формы досуга детей связаны с интернетом. дети хотели бы участвовать в викторинах, спортивных соревнованиях, конкурсах видеороликов. Детям не хватает живого общения и организованного досуга, есть потребность в проведении массовых мероприятий, чему может способствовать организация онлайн-коворкинга. «В дистанционном образовании сейчас уже все разобрались, и назрела необходимость приложить усилия для организации качественного досуга детей в дистанционной форме. Мы стараемся, чтобы такие формы были более интерактивными, чтобы дети, сидя дома, восполняли нехватку живого общения с единомышленниками, со сверстниками, взрослыми. Мы считаем, что изоляция не должна стать помехой для коллективных проектов, массовых акций, активного и интересного досуга, ведь все это можно реализовать с применением современных технологий и сетевых ресурсов», — поделилась Елена Владимировна.

В завершении семинара выступила педагог дополнительного образования по программе «Школа предпринимательства» Васильева А.И. с темой «Формирование основ детского предпринимательства в коворкинг-центре «Параллель 62»:

«В последнее время развитие детского предпринимательства набирает все большую популярность. Это связано с тем, что развитие предпринимательского мышления позволяет ребенку найти свое призвание, подходить творчески к решению любых возникающих задач, осознанно выбирать профессию. В рамках коворкинг-центра «Параллель 62» у кружка «Школа предпринимательства» регулярно проходят мероприятия, направленные на развитие предпринимательского мышления у детей. Так, были организованы встречи с психологом для диагностики профессионального самоопределения учащихся, мотивирующие встречи с успешными предпринимателями. «Работу коворкинг-центра легко можно организовать в онлайн режиме, проводить онлайн-экскурсии в предприятиях Якутии через Zoom, Scype, разрабатывать проекты», — сообщила Анжелика Ивановна.

Директор Дворца детского творчества Мария Петрова подытожила семинар: «Сама идея коворкинга была для взрослых, когда люди собираются по общности интересов и желанием сотрудничества, была экстраполирована в наш формат, но, конечно, с определенными условиями, так как детям необходима наша поддержка. Такой детский коворкинг помогает привлечь активных детей, дает им площадку, аудиторию и вовлекает в безопасное пространство. Здесь нет критериев по каким-либо формальным показателям, по успеваемости. Эта площадка только набирает обороты, и уже видна полезность в том, что те дети, которые себя не совсем уверенно чувствуют в образовательном пространстве, в школе, могут здесь реализовать себя и найти единомышленников, друзей.

Накануне лета, когда мы думаем какие придумать онлайн-идеи и сопровождение детей в порядке летнего отдыха, коворкинг-центр может быть очень полезным. Для детей это может стать той площадкой, которая воспроизводит атмосферу летнего лагеря, где дети общаются между собой и есть молодые, активные вожатые. Мы могли бы разработать совместный, республиканский сетевой онлайн-лагерь. Думаю, у каждого из вас есть интересные идеи, интересные проекты. Приглашаем к сотрудничеству».