Дошкольному образованию Якутии 100 лет

Из статьи Риммы Скрябиной «От приютов до детских садов», опубликована в газете «Эхо столицы» 26.06.2002г

До Октябрьской революции 1917 года в системе народного образования якутской губернии детских садов не было. На средства благотворительных обществ или частных лиц существовали несколько приютов и площадок. Было три сиротских приюта, в которых содержались дети школьного и дошкольного возраста.

Якутское попечительство детских приютов занималось сбором средств и изысканием помещения и оборудования. 9 октября 1860 года был открыт первый детский приют, названный в честь императрицы Марии Федоровны — Мариинским. За время своего существования он дал призрение 1626 детям. 15 апреля 1888 года был открыт приют для детей из арестантских и ссыльно-поселенческих семей.

2 сентября 1908 года состоялось открытие Ольгинского детского приюта. Таким образом, три приюта объединили детей школьного и дошкольного возрастов, и приюты носили частный благотворительный характер.

После Октябрьской революции приюты были преобразованы в детские дома и переданы в распоряжение специальных комитетов. В 1916-1919 годах с детьми дошкольного возраста работала Екатерина Алексеевна Кротова. С ноября 1916 года по июнь 1919 года в Якутске действовала ее частная школа. Цель занятий заключалась в обучении грамоте и счету, рисованию, конструированию из бумаги, пению, играм и навыкам культурного поведения.

По инициативе учителя А.П. Широковой летом 1917 года на средства общественности было создано дошкольное учреждение для вывоза детей из бедных семей на дачу в летний период. Работала дача недолго и вскоре прекратила свое существование.

Оба детских учреждения Е.А. Кротовой и А.П. Широковой положили начало созданию дошкольных учреждений в Якутске и республике. 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению, в составе которой был подотдел по дошкольному воспитанию. 20 ноября 1917 года Наркомпрос РСФСР опубликовал первую «Декларацию о дошкольном воспитании». В ней подчеркивалось, что дошкольное воспитание является составной частью всей школьной системы и должно быть связано в одно целое со всей системой народного образования.

Осенью 1920 года в Якутске при широком участии общественности открылись детские сады «Очаг», «Детский труд», «III Интернационал». Екатерина Кротова была первым организатором-инструктором дошкольного воспитания в городе. С 1920 по 1937 годы она работала инспектором по дошкольному воспитанию Наркомпросздрава. Организовала летние площадки в Якутске, детские сады «Примитив», «Юная коммуна».

Летом 1920 года в Якутске и Мархе открываются первые летние площадки, которые работали до 9 часов вечера.

В период гражданской войны детские площадки работали с большими перерывами. С 25 сентября по 1 октября 1921 года была организована и проведена «Неделя ребенка», где разъяснялись необходимость и суть дошкольного воспитания.

С 1 октября 1922 года в городе вновь начались занятия в детских садах «Примитив» и «Детский труд» (бывший детсад «Очаг»). Особую заботу вызывали здоровье и медицинское обслуживание детей. Врачи посещали детские сады, проводили профилактические осмотры. Уделялось внимание воспитательной работе — правилам поведения в детском саду, приучали детей к чистоте, работали с семьями по закреплению полученных знаний. С детьми проводились различные занятия, беседы, чтение сказок, рассматривание картин, заучивание стихов. Проводились подвижные игры в группах и на участке, организовывались прогулки, экскурсии. Для привития детям трудовых навыков их обучали плетению, вырезанию, изготовлению игрушек. Для эстетического развития проводились занятия по рисованию, лепке, знакомству с основными цветами.

В 1922 году для детей-якутов открывается детсад «Национальный». Заведующей работала Е.Г. Корнилова, этот детсад стал опорным Якутским национальным опытным показательным садом (ЯНОПС).

В 1927 году в Заложном районе города открывается детский сад «Октябрьский», организатором которого являлась Александра Васильевна Кугаевская.

Наркомпросздраву были поручены организация детских яслей, молочных кухонь, дома матери и ребенка, передвижных консультпунктов, усиление агитационной работы. Медработники постоянно посещали детские сады, кроме профилактических осмотров, наблюдали за улучшением качества питания, вел и санитарно-просветительскую работу среди населения. Для улучшения  медицинского обслуживания детей в Якутске в декабре 1927 года проводится «Неделя охраны здоровья детей и подростков». В этом же году по решению VВсеякутского съезда Советов создается общество «Ыраас олох» («За новый быт»).

Дошкольные работники города через него широко пропагандировали идеи общественного дошкольного воспитания совместно с женотделом и другими общественными организациями по улучшению оборудования дошкольных учреждений.

Особое внимание уделялось интернациональному воспитанию, детей знакомили со сказками, поговорками, пословицами якутского народа, разучивали стихи, песни поэтов и композиторов других народов.

В 1937 году расширяется сеть дошкольных учреждений. Детские площадки оставались основным типом дошкольных учреждений.

В 1938 году издаются новое руководство «Руководство для воспитателей детского сада» и «Устав детского сада». В уставе были определены задачи учреждений дошкольного воспитания, их структура, правила организации и содержания детских учреждений, принципы комплектования, подчеркивалось, что воспитание и обучение в детском саду ведется на родном языке.

В 1941 году в Якутске функционировало 16 детских садов, которые посещало 972 ребенка. В первую очередь устраивались дети родителей, призванных на войну.

В первые послевоенные годы решались задачи восстановления и укрепления ма­териальной базы детских учреждений, повышения уровня педагогической подготовки. Большое внимание уделялось сельским детским учреждениям. В пригородах — Хатассах, Тулагино-Кильдемцах, Капитоновке — открывались летние площадки.

В 1949 году принят указ, по которому плата за содержание детей в детских садах и яслях низко оплачивалась, одиноким матерям плата снижалась до 50%. В 1953 году издано руководство для воспитателей, в котором уже по-другому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детсаду, большое внимание уделялось развитию умственного воспитания, мышления и речи, нравственному и трудовому воспитанию. Все детские сады страны перешли на работу по новому руководству. 21 мая 1959 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Был создан новый тип дошкольного учреждения — ясли-сад. Перед учеными встала задача разработки новой программы воспитания в детском саду, содержания и методики воспитательной работы с детьми раннего возраста. Такая программа была создана в 1966 году.

Появились ведомственные ясли-сады на 140, 250 мест, ясли-сады ЯФАН, ЯТЕС, «Якуттяжстрой». В ЯПУ-1, ЯПУ-2 готовили кадры по этой программе.

Такова краткая история становления дошкольных учреждений в Якутии.

 

27 сентября отмечается профессиональный праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников.

Для работников дошкольного образования республики этот день станет двойным праздником — в этом году отмечается 100-летие дошкольного образования Якутии.

Осенью 1920 года в Якутске при широком участии общественности открылись первые детские сады «Очаг», «Детский труд», «III Интернационал». В 1922 году открылся первый якутский детский сад «Национальный».

В галерее представлены фото детских садов Якутска 20-40-ые годы прошлого века, представленные Музеем истории образования г.Якутска.

Юбилейный 2020 год в Якутске созидательным трудом встречали 61 дошкольное образовательное учреждение и 39 частных детских садов.

Дорогие воспитатели, специалисты, сотрудники и ветераны дошкольного образования поздравляем вас с профессиональным праздником! Желаем здоровья, энергии и оптимизма, творческих успехов, благополучия и счастья!